Строительство АЗС нормы и правила

Расстояние от заправки до жилого дома: минимально допустимые нормы

Строительство АЗС нормы и правила

› Строительство › Участок

30.11.2018

Расстояние от АЗС до жилого дома – вариабельный параметр СНиП и СанПиН, нормы которых регламентированы в нормативных разработках НПБ 111-98* по противопожарной безопасности.

Несмотря на официальный статус действующего документа, он применяется добровольно, то есть, как и большинство СНиП, рекомендательно. Правильное размещение сооружений АЗС и газовых заправок относится к мерам безопасности и необходимой защиты человека от потенциальных рисков.

Это еще и природоохранные мероприятия, забота о сохранности человеческого жилья, жилых домов, общественных зданий и сооружений.

Нормативная и правовая основа

Расстояние от жилого дома или общественного здания до АЗС – норма, утвержденная на федеральном уровне. Любое государство разрабатывает стандартизирующие документы, целью которых является установить минимальное расстояние от потенциально опасных построек и зданий.

К автозаправочным станциям, размещенным в населенных пунктах, предъявляются особые нормы удаленности от жилых домов и общественных зданий, призванные устранить потенциальные риски возгорания, взрыва, необратимого загрязнения земельных участков.

Официальные нормативы в размещении АЗС приняты на основании Федерального Закона от 22.07.2008 № 123, озаглавленного «Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности» и Федерального Закона 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Пункт 4, статья 16.1 предусматривает, что противопожарные расстояния от любых зданий могут считаться достаточными, если в них на добровольной основе соблюдаются жизненно важные регламенты и ограничения.

В статье приводится перечень документов, соблюдение которых является достаточным для отсутствия претензий к размещению.

Несмотря на то, что они не входят в состав законодательных постановлений, а являются стандартами или сводами правил, указанное расстояние следует непременно соблюдать.

Нормы и правила

Требования к противопожарным расстояниям от заправок до жилых домов и зданий различных типов определяют на основании:

  • технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
  • СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»;
  • НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», хотя и являющийся руководством для добровольного применения, но утвержденный Приказом МЧС ГУГПС России и согласованный с Госстроем России.

Нормы, обозначенные во втором документе, иногда указываются как выполняемые по требованию заказчика. Однако его статус обозначен как действующий, на основании правоустанавливающих документов, а это значит, что он обязателен в случаях, когда это не противоречит требованиям Закона (Технического регламента).

Избирательность отбора участков для подобного строительства осуществляется на основании НПБ 02-93, а определение дозволенного минимума до сих пор регламентируется согласно категориям, рекомендованным в своде норм и правил СП 42.13330.2011 (ранее СНиП 2.07.01-89).

Выбор места для постройки

В НПБ 02-93 указаны обязательные условия возведения сооружений АЗС, они непременно учитываются в планировании постройки. Их соблюдение обеспечивает Градостроительный кодекс, согласно которому любое строительство в населенных пунктах следует осуществлять только после согласования плана размещения с надзорными органами:

  1. Располагать заправки (АЗС) рекомендуется с определяемой по годовой розе ветров подветренной стороны от жилого массива, постройки любого назначения, включая производственные здания и общественные сооружения.
  2. АЗС запрещено строить на плавучих средствах, транспортных артериях с интенсивным движением, в непосредственной близости или прямо под ними. При планировке на территории автозаправки дополнительных сооружений или приспособлений непременно учитывается потенциальная вероятность растекания жидкого топлива в аварийных ситуациях.
  3. Это же положение обязывает предполагать вероятность подобных происшествий за обозначенной границей автозаправки. Наземное покрытие на въездной и выездной зоне АЗС выполняется с возвышением не ниже 0,2 м, альтернативным вариантом может быть сооружение дренажных лотков, цель которых – накопление загрязненных продуктов в сооружения для очистки от примесей.

Нормативы и правила размещения заправочных станций

Минимальная удаленность в осуществлении планировки непременно диктуется нормативами.

При этом учитывается не дистанцирование от общих границ, а дальность от других объектов, в том числе жилых и нежилых.

Все это – пределы безопасного функционирования АЗС, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасного существования людей и близко расположенных зданий. Ограждение для своих пределов заправочная станция может иметь только продуваемое, изготовленное из трудновозгораемых материалов, с предусмотренным независимым въездом и выездом на случай эвакуации.

Таблица минимальных дистанций согласно нормам

Минимальная удаленность согласно нормам

Определить, какое удаление в метрах должно обязательно соблюдаться, можно, изучив нормативные документы.

Нормы расстояний между АЗС и жилыми домами отличаются не только в зависимости от типа сооружений, реализуемого горючего или газа, но и от типа хранения жидкого, бензинового топлива.

Также существует разница от использования надземных или подземных резервуаров в оборудовании заправки, от их многокамерности или однокамерности, наличия защитной двойной перегородки.

Построить автозаправку с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива разрешено только при удаленности на 25 м от жилых домов.

Правила размещения парковок вблизи жилых и общественных строений

Аналогичные многокамерные надземные резервуары (со специальной усиленной перегородкой для разграничения камер) бывают двух модификаций. Разновидность «А» – если емкость топливных танков для хранения топлива более 20 кубов, в то время как «Б» применяют, когда эта цифра не превышена.

  1. Для типа «А» предельное расстояние составляет 50 м, тип «Б» не может превышать в расстоянии до здания допустимые 40 м. Они не могут находиться ближе 50 м к местам массового скопления людей, и 20 м – к дорогам первых трех автомобильных категорий, простым гаражам, автомобильным стоянкам, маршрутам горэлектротранспорта, к канализации и водонапорным станциям, не имеющим к ним отношения.
  2. Расстояние от АЗС до общественных зданий рекомендуется учитывать от межи одного сооружения до условной границы территории общественного здания.
  3. Для заправок с однокамерными наземными резервуарами требования строже из-за предусмотренного оборудования. Для варианта «А» строительными требованиями предусмотрена удаленность в 100 м от детских дошкольных учреждений, клиник, поликлиник и больниц, общеобразовательных школ, других значимых функциональных сооружений. Модификацию «Б» можно дистанцировать не ближе 50-метровой удаленности.
  4. Газовую заправочную станцию с использованием СУГ размещают в 60 м, сжатые газы хранятся с требованиями менее жесткими, достаточно 35 м. Те же требования относятся и к многотопливным функционалам.
  5. Отсутствие аварийных резервуаров или применение емкостей с одной стенкой требует удаления АГЗС с подземными резервуарами минимум на 100 м. При использовании наземного оборудования необходима дистанция в 300 м, чтобы при потенциально возможном взрыве не пострадали окна квартир в новостройках, расположенных неподалеку.

В заключение

Оборудование санитарных разрывов между зданиями, сооружениями населенного типа и заправкой направлено для защиты прав населения на экологическую безопасность.

Но требование, чтобы безопасные расстояния соблюдались и не использовались любым способом, включая высадку зеленых насаждений, относятся уже к мерам противопожарной безопасности.

Существуют специально разработанные нормы расстояний, направленные на обеспечение сохранности жизни и здоровья в первую очередь населения, а во вторую – зданий и построек. И если какие-то из предписаний не соблюдаются, у жителей окружающего микрорайона или населенного пункта есть полное право требовать соблюдения закона.

Расстояние от заправки до жилого дома: минимально допустимые нормы Ссылка на основную публикацию

Строительство азс нормы и правила – Портал по безопасности

Строительство АЗС нормы и правила

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:

11. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 – вне населенных пунктов.

Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов – 20м 3 .

Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.

12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

[attention type=red]
13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
[/attention]

14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.

15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.

16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

altsi.ru

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.

1 Настоящие территориальные строительные нормы (далее — нормы) устанавливают требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций всех типов (далее — АЗС) для заправки транспортных средств жидким и газообразным топливом при размещении их на территориях поселений и межселенных территориях, в пределах придорожных полос государственных автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, расположенных на территории Рязанской области.

1.2 Требования настоящих норм не распространяются на АЗС, размещаемые в пределах территорий промышленных предприятий.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах используются ссылки на следующие документы:

СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»,

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»,

Источник: http://kam-merch.ru/normy-i-pravila-pri-stroitelstve-azs/

Проектирование АЗС и типовые проекты

Современные автозаправочные станции, или АЗС, принято классифицировать по нескольким основным принципам и направлениям, одним из которых являются нормативные параметры типовых проектов:

  • Количество топливораздаточных колонок (ТРК);
  • Общая вместимость имеющихся резервуаров;
  • Максимальное число заправок в течение определенного промежутка времени, например, в «часы пик»;
  • Количество машин, заправляемых в течение одних суток.

Типовой проект АЗС

К числу наиболее используемых типовых проектов относятся:

1.1 Проект многотопливной  автозаправочной станции, основной характеристикой которого служит возможность заправки транспортных средств двумя-тремя видами моторного топлива (светлые нефтепродукты, компилированный природный и сжиженный углеводородный газ).

1.2 Проект топливозаправочного  пункта, размещаемого, как правило, на территории крупного производственного предприятия (автомобильного парка) и обеспечивающего моторным топливом транспортные средства данного предприятия.

1.3 Проект традиционной АЗС, предусматривающий подземное расположение топливных резервуаров-хранилищ, и реализующий технологическую схему, предполагающую разнесение ТРК и резервуаров.

https://www.youtube.com/watch?v=xO498Xk17Ew

Эффективность использование типовых проектов АЗС обусловлена следующими факторами:

  • упрощенный порядок согласований и прочих разрешительных мероприятий;
  • минимальные сроки проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
  • гарантированный экономический эффект, рассчитанные сроки окупаемости инвестиций и получения прибыли.

Генеральный план автозаправки

Генплан АЗС – это одна из составляющих проекта, назначение которой заключается в комплексном решении планировки, размещения зданий (сооружений), инженерных сетей и технологических коммуникаций, а также благоустройство территории автозаправочной станции. Расположение автозаправки в границах населенного пункта или промышленного (автотранспортного) узла тоже оговаривается в генеральном плане.

В данном документе в обязательном порядке учитываются:

  • места установки дорожных (по согласованию с ГИБДД) и информационных (о размещении пожарного гидранта, водозаборного колодца или пожарного водоема) знаков;
  • значения годовой «розы ветров»;
  • устройство пологих повышенных участков на въездах и выездах и дренажных лотков для отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, в очистные сооружения;
  • соблюдение минимальных расстояний.

Технологические требования, предъявляемые к схемам генеральных планов автозаправочных станций:

  • наличие возможности заправки моторным топливом транспортных средств с различными вариантами расположения топливных баков (правостороннее, левостороннее, двустороннее);
  • обеспечение независимого подъезда автомобилей к ТРК;
  • минимальная протяженность топливных коммуникаций;
  • оптимальность радиусов поворота транспортных средств;
  • вместимость зоны отстоя транспорта, ожидающего заправки;
  • наличие визуального контроля заправочной зоны (зон) оператором АЗС.

Проектирование и строительство автозаправочных станций

При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:

3.1 Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:

  • уклон, превышающий 40%;
  • закругление, радиус которого превышает 1000 метров;
  • удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;
  • удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.

3.2 Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.

3.3 Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем  пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.

3.4 Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.

Строительство АЗС нормы и правила – Пожарная безопасность

Строительство АЗС нормы и правила

Современные автозаправочные станции, или АЗС, принято классифицировать по нескольким основным принципам и направлениям, одним из которых являются нормативные параметры типовых проектов:

  • Количество топливораздаточных колонок (ТРК);
  • Общая вместимость имеющихся резервуаров;
  • Максимальное число заправок в течение определенного промежутка времени, например, в «часы пик»;
  • Количество машин, заправляемых в течение одних суток.

Организация территорий

Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:

4.1 Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала. 

4.2 Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.

4.3 Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.

4.4 Установление движения автотранспорта в одном направлении.

4.5 Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.

4.6 Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.

4.7 Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.

4.8 Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.

4.9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.

4.10 Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.

Применяемые для АЗС нормы проектирования

Источник: http://VipWash.ru/azs/proektirovanie-azs-i-tipovye-proekty

Строительство азс нормы и правила — Портал по безопасности

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:

11. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 – вне населенных пунктов.

Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов – 20м 3 .

Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.

12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

[attention type=red]
13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
[/attention]

14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.

15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.

16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

altsi.ru

Все о контейнерных и мобильных АЗС

Строительство АЗС нормы и правила

“В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты выбора, комплектации, установки, эксплуатации и особенностей контейнерных мобильных или мини АЗС”

Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил “Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности” от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС, мобильные АЗС, топливные модули, топливозаправочные модули и т.д.

МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: “Контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие”.

И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное – она должна быть единым заводским изделием.

Контейнерная АЗС – это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся “топливный модуль” – все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому.

Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в “контейнер” или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют).

Называть такую АЗС “Мини АЗС” не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли “Мини АЗС” называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции “Мини контейнерные АЗС”, а название “Мини АЗС” оставим для традиционных компактных заправок.

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м3.

Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон.

Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено).

Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации.

Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в “контейнер”, необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС. Есть и другие особенности, которые нужно выполнять изготовителям (они отражены в НПБ111-98), но не всегда на них обращают внимание представители контролирующих органов.

Следовательно, если Вы покупаете АЗС с одностенным резервуаром и только с одной колонкой – это не решает вопрос законной эксплуатации АЗС. Необходимо будет “прятаться” от инспекторов. С таким же успехом можно купить “старую” бочку и простую ТРК с меньшими затратами и получить тот же результат.

Объемы отсеков и самой КАЗС

Еще один важный момент – объемы камер. Максимальная вместимость одной камеры контейнерной АЗС, расположенной на территории населенного пункта, не должна превышать 10 м3 и общая вместимость резервуара контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3. Вне территории населенных пунктов – максимальная камера – 20 м3 и общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 60 м3.

Таким образом, в населенном пункте КАЗС 40 м3 должна быть разделена на четыре камеры, а вне населенного пункта на две камеры.

КАЗС 40 м3 одной камерой Вы сможете эксплуатировать, только умышленно отклоняясь от правил эксплуатации КАЗС и, соответственно, не воспользуетесь всеми преимуществами данного типа станции.

Это изделие перейдет в другой тип АЗС согласно классификатора по НПБ 111-98, и ТРК уже должна быть вынесена за пределы контейнера хранения на расстояние, соответственно появится необходимость проектирования объекта.

Правила установки и контролирующие органы

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону.

Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции.

Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.

задача – установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:

  • выдержать расстояния до различных категорий объектов;
  • подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
  • изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты – фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
  • установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
  • назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.

При выполнении вышеперечисленного не будет никаких сложностей с эксплуатацией КАЗС при плановой проверке Вашего предприятия пожарными инспекторами.

Документация

Очень важный момент – это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Для тех, кто будет устанавливать КАЗС на опасном производственном объекте, необходимо также согласовать установку с Ростехнадзором. Желательны экологический и санитарный сертификаты.

Главное – Вам необходима сертифицированная АЗС. По документам и сертификатам должна быть станция для раздачи, заправки топливом. Это должен быть не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, а (как указано в НПБ 111-98) единое заводское изделие, т.е. именно автозаправочная станция.

Проблема здесь в том, что из-под контроля Ростехнадзора вывели только автозаправочные станции.

Если Вы покупаете по документам резервуар, соответственно у Вас появляется склад горючего, который будет необходимо поставить на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасный производственный объект или изготовить проект, получить разрешение на строительство и ввести в эксплуатацию как традиционную АЗС или топливозаправочный пункт.

На рынке в настоящий момент есть модификации АЗС эконом комплектации, в которую входят одностенный резервуар и колонка. Сразу скажу – это не КАЗС. Спокойно и законно такую АЗС эксплуатировать не получится.

Для работы нужно изделие, полностью соответствующее НПБ 111-98. Должна насторожить и низкая стоимость КАЗС.

С бюджетом станции от 200 000 рублей до 400 000 рублей обеспечить соблюдение всех требований НПБ, невозможно.

Как выбрать поставщика АЗС

АЗС – серьезная покупка, рекомендую спросить поставщика, готовы ли они принять Вас у себя на производстве и когда (возможно, по ответу уже будет что-то понятно о продавце).

Далее посетить 2-3 выбранных производителя, убедиться в наличии производственных площадей и посмотреть его готовую продукцию. Большая часть продавцов не являются непосредственными изготовителями, хотя об этом заявляют.

Распознать это по телефону не всегда получится.

Автоматизация

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт картам или чип-ключам.

Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать к Вам в офис. Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц.

Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС.

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик

Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.

Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус – это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.

В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.

Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.

Несомненные плюсы КАЗС – это:

  • постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
  • отсутствие операторов.

В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.

С уважением, Колесников М.В.

т.м. Benza

Перейти в каталог КАЗС

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.